Выпускной класс? Пора готовиться! Все о внешнем независимом тестировании (ЗНО), программы, ответы тестов.

ВУЗы Украины по регионам. Рейтинги ВУЗов. Болонский процесс в Украине.

Программа FLEX - бесплатное обучение в США для старшеклассников.




Поиск по сайту


Главная > Об учебе и не только > Пути творческих исканий Балакирева



Пути творческих исканий Балакирева

Еще в начале 1860 года, читая «Колокол», Балакирев наткнулся на стихотворение Некрасова, опубликованное Герценом без подписи автора, но со своими комментариями. Это было «Размышления у парадного подъезда», где поэт, называя, в частности, пение волжских бурлаков стоном. Яркие художественные образы Некрасова, обобщающие революционные устремления передовой интеллигенции 60-х годов, общий строй стихотворения, внимание к музыке народа произвели огромное впечатление на Балакирева. У него созрел план: самому побывать на Волге, вслушаться в пение бурлаков и понять, что дают песни народу. Такая возможность представилась летом, и Балакирев вместе с поэтом Н. Щербиной отправился по Волге на пароходе.

Они слушали, как поют бурлаки и матросы — крестьяне различных приволжских губерний. Здесь были и прекрасные протяжные лирические песни, и бойкие плясовые, и пронизанные пафосом труда бурлацкие трудовые. Балакирев был поражен величием русского человека, наблюдая, как после изнурительного трудового дня, с виду суровые и мрачные люди пели песни, проникнутые глубокой любовью к человеку, тоской по чему-то светлому, но далекому, или предавались неудержимому веселью, что выражалось опять-таки в песне с пляской, нередко сопровождающейся лихим наигрышем балалайки.

Он услышал в этом отголоски не покоренности народа и почувствовал глубоко скрытую до поры до времени его великую силу. Услышанное и увиденное на Волге заставило Балакирева по-новому взглянуть на народные песни и на создавший их народ. Вернувшись в Петербург, он часто играл друзьям записанные им песни в своей гармонизации. Стремясь сделать услышанное достоянием всех, Балакирев несколько лет самоотверженно трудился: над обработкой песен. Ему хотелось, сохранив в неприкосновенности подлинные народные мелодии, верно передать характер песен: фортепианное сопровождение то заменяет хор, сплетаясь с голосом запевалы, то рисует вечерний пейзаж, то подпевает задумчивой свирелью или звучит задорным «треньканьем» балалайки. Типичные черты русского характера — удаль, нежность, печаль, бунтарство и стойкость — предстали в них ярко и разнообразно.

Песни, записанные и обработанные Балакиревым, составили сборник «40 русских народных песен». Они неоднократно использовались русскими композиторами как материал для сочинения. Результаты поездки Балакирева по Волге и его обработка народных песен помогли участникам кружка не только лучше узнать русский народ, постичь поэзию его души, величие и мощь народного духа, но открыть для себя многие выразительные приемы, свойственные русской песне. Отныне непосредственное знакомство с народным искусством стало необходимостью для каждого. Балакиревцы вдумчиво изучают различные песенные сборники, повсюду вслушиваются в песни народа, собирая и записывая наиболее интересные образцы. И не только русские.

Так народное искусство становилось живым источником их собственного творчества: оно давало темы для сочинения, подсказывало новые формы и новые средства музыкальной выразительности. Еще в «Увертюре на темы трех русских песен» Балакирев показал свое стремление выразить национальное в музыке. Теперь, после путешествия по Волге, он задумал сочинение, отражающее новое понимание им народного музыкального творчества. Так возникла вторая увертюра на темы русских песен («1000 лет»), более известная под названием «Русь». Примечательно, что непосредственным толчком к ее сочинению послужила статья Герцена «Исполин просыпается», опубликованная в ноябрьском номере газеты «Колокол» за 1861 год. Герцен приветствовал нарастание народно-освободительного движения в России и дал в статье яркий образ русского народа-богатыря, народа-исполина, в котором дремлют невиданные силы. Образы, навеянные статьей Герцена, слились у него с личными впечатлениями от поездки по Волге и нашли отражение в новом сочинении.

Размышляя над судьбами родины, Балакирев задумал во второй увертюре сопоставить разные этапы исторического развития русского народа от древних времен до современности. Материалом для этого стали записанные им волжские песни. Среди них он отобрал три: суровую, архаическую "Не было ветру" (ее мотив служит первой темой), более мягкую, лирическую, но вместе с тем мужественную «Подойду, подойду» (вторая тема) и, наконец, молодецкую, удалую «Катеныса веселая» (третья тема). Спокойно-величавый характер движения, унисонное проведение первой темы, некоторая торжественность в звучании гармоний постепенно раскрывают образ необъятных просторов России; переборы арф воскрешают на какое-то мгновение звучание гуслей Баяна. Так перед слушателями вырисовывается картина Древней Руси, связанная с подвигами богатырей —проявлением могучей силы народа.




Главная > Об учебе и не только > Пути творческих исканий Балакирева